Игумен Сергий (Рыбко), например, считает оскорблением, когда его называют "рок-игуменом". И это реакция вполне справедлива: в прибавлении к сану частицы "рок" нет ничего почетного или вызывающего уважение. А вот протодиакон Андрей Кураев в этой частице не видит ничего противоправославного или же неподобающего в отношении Православия.
Одна из его последних брошюр даже имеет такое название: "Рок-проповеди протодиакона Андрея Кураева" (Кураев А. В., протодиак. Рок-проповеди. М.: Никея, 2010). Хотя православному человеку такое название неприятно, непонятно и никак не вяжется с Православием.
Рок-проповеди. Что это такое? Оказывается, это проповеди, произнесенные о. Андреем Кураевым на рок-концертах.Как слушают проповедников на рок-концертах люди, пришедшие сюда совершенно с иной целью: развлечься, "оторваться" и отдохнуть "на полную катушку", объяснять не надо.
В одной видеозаписи с такой рок-проповеди отчетливо видно и слышно, что молодые рокеры слушать человека в церковных одеждах не собираются: голос протодиакона еле слышен на фоне общего гула толпы, все нарастающего ближе к концу его выступления.
Рок-миссионеры стараются стать своими в изначально чужой для них среде. Такое заигрывание с субкультурой не идет на пользу ни Церкви, ни молодежи, которая так никогда не начнет даже просто уважать Церковь. Но вот опасность обмирщения Церкви, точнее, ее служителей, увлекающихся подобным видом проповеди, вполне реальна. Сближение православной и субкультуры – путь в тупик.
Однако о. Андрей Кураев в одном из своих выступлений подчеркнул: «Никто не собирается приносить рок-музыку в храм, но в церковном дворике можно и нужно вести эксперименты, важно также признавать право на ошибку». «Эксперименты» и «право на ошибку» — это хорошо, но уместно ли проводить этот эксперимент с целым поколением? Он может отвратить от веры, воспитать неправильное отношение к Церкви как богочеловеческому организму.
Кроме того, подобные миссионерские изыскания могут привести в церковный дворик наркотики и аморальное поведение. У о. Сергия (Рыбко) в клубе при храме молодежь свободно распивает пиво. Отец Андрей как-то заметил, что готов стать «изолятором», который не пропустит ничего аморального в Церковь. Но реально ли одному человеку сдержать такой напор?
Отец Андрей также отметил, что в современной практике рок-группы нередко исполняют церковные песнопения и даже представлял на суд слушателей тропарь Рождества Христова в современной рок-обработке. Слава Богу, этот вариант рок-творчества не понравился никому.
Современной молодежи не нравится, когда священнослужители начинают «косить» под них, употребляя современный молодежный сленг, пытаясь таким образом быть к ней ближе. Но молодежь воспринимает лучше обычную, живую проповедь: факты, фотографии, видео, свидетельствующие об истинности Православия, ответы на их личные вопросы, имеющиеся, как правило, у каждого. И справедливости ради необходимо ответить, что раньше прот. Андрей вел и такую проповедь, отклонившись в рок лишь со временем.
Не пора ли вернуться к проповеди подлинной и чистой Православной веры, без призмы рок-культуры, которая впоследствии может воспитать неправильное восприятие веры?
Ведь, как, например, говорят сами рок-музыканты: «Лучшим проповедником на рок-концерте может быть только сам рок-музыкант».
Подготовил Олег Петрухин, По материалам СМИ
Источник: http://inform-relig.ru/ |