В России, да и, пожалуй, во всем мире группа "Парк Горького" имеет статус легенды. Да и как же иначе: в первые годы своего существования "Парк Горького" уже имел за плечами сотни тысяч проданных во всем мире пластинок и мировое признание. Сейчас группе почти двадцать лет, но "Парк Горького" (ex-“Парк Горького”) по-прежнему любят и с нетерпением ждут во всех городах России. Эта группа вошла в историю мировой рок- музыки под именем ФЕНОМЕН. Вот с этим феноменом мы и хотим познакомить вас как можно ближе, предоставив вашему вниманию поистине уникальную жизнь русского коллектива. Эта история основана на известных фактах и публикациях. Она может упускать некоторые события или в той или иной степени быть художественной, но единственное что можно сказать наверняка – она является стопроцентным оригиналом, поскольку написана «как есть» и основана на реальных жизненных событиях. Большинство из нас, русских людей, помнят как коренным образом изменилась жизнь нашей страны в конце 80-х годов. Это были времена, когда советская рок-сцена пробивала себе дорогу из андеграунда в ряды популярной музыки. Молодая группа, неизвестная ни в России, ни где бы то ни было еще, тайно репетировала в маленькой студии внутри самого большого парка развлечений в Москве. Рок-н-ролл все еще оставался чем-то “не от мира сего”, наполовину нелегальным в СССР. Те, кто играл подобную музыку, вынуждены были остерегаться милиции и “невидимых” агентов КГБ. Тем не менее, многие говорят, что так было намного забавнее. Но вернемся туда, откуда начали. Те молодые парни все же не были новичками (как может показаться на первый взгляд): Александр Миньков (теперь более известный как Александр Маршал) – играл на бас-гитаре в довольно известной группе «Аракс» (может, кто помнит «По ком звонит тревоги нашей колокол»?), а до этого в коллективе «Седьмой Океан». Александр Львов – барабанил в первом составе легендарной «Арии», с которой записал первый альбом. Александр «Ян» Яненков - прежде распевал "Мы желаем счастья вам" вместе с необыкновенно популярной в рядах советской молодежи группой Стаса Намина "Цветы", будучи гитаристом этой группы. Николай Носков и Алексей Белов («Слайды», «Надежда») - составляли основу "самой профессиональной студийной группы страны", по мнению музыкальных критиков того времени, - группы "Москва" под управлением Давида Тухманова. «После группы "Москва", мы пытались воссоздать этот проект как таковой, хотя это было очень трудно в те времена» – скажет Алексей много лет спустя. «Я не знаю, то ли советская власть мешала, или еще что-нибудь. Было абсолютно какое-то безразличие. Народу нравилась наша музыка, но со стороны музиндустрии того времени, почему-то не было никакого интереса. Все это несмотря на то что, группа "Москва" собирала дворцы спорта. Невозможно было сделать, так что бы этот проект выжил. И я решил собрать группу, сначала из трех человек, затем к нам присоединился клавишник, который позже играл в группе "Автограф". Чуть позже к нам присоединился новый музыкант, это был Сергей Мазаев (вокалист группы "Моральный кодекс"). Таким составом мы играли в ночных ресторанах довольно продвинутую фирменную музыку, которая по тем временам очень хорошо звучала. Когда наступило время, так называемое перестройкой, я попытался параллельно сделать несколько проектов. Вернее сказать я их даже сделал и записал. Один проект сделал Стас Намину, где участвовало несколько вокалистов и музыка была довольно современной. К сожалению, этот материал никто не услышал, хотя он был полностью записан и сведен. Я не знаю, почему он не вышел. Как раз в это время в парке им. Горького появилась студия, которую построил Виталий Богданов ныне почётный гражданин нашей страны. И Стас Намин сделал там свой музыкальный центр. В этой студии мы начали экспериментировать. Сидели и записывали разный материал. В начале нашего состава был я и Александр Львов - наш барабанщик. Потом к нам присоединился Николай Носков, он приезжал и записывал вокал. А потом впоследствии басист Александр "Маршал" и последним был Ян Яненков. Что побудило создать группу, трудно сказать. Я думаю наличие материала, прежде всего. Он как бы жил внутри меня. Тогда было время, когда в воздухе летало очень много идей. Мы хотели создать группу, которая во многом обращала бы свое внимание на профессиональную, музыкальную сторону и играла на уровне западных рок групп, как в отношении инструментализма, так и композиций. В первую очередь нужны были композиции, ведь играть можно очень технично, но если музыки нет, то, как в свое время мне сказал один очень известный музыкант, "прекратите играть упражнения". Я надолго запомнил этот совет, что бы играть не упражнения, а музыку. Мы стали сочинять, искать, экспериментировать. Неожиданно возник сильный сплав идей между мной и Колей Носковым. Это было удивительное время поисков и находок. Творчество буквально «искрило» у нас тогда. Позже, когда Николай покинул группу, мне часто не хватало того «искрения». Но тогда нам удалось записать такую демо-запись, которая вызывала большой интерес у тех, кто ее слышал. Особенно у людей, которые приезжали из-за рубежа. Они слушали все, что было в то время у нас в стране, и никто не был обделен вниманием. Всем очень нравилась наша демо-запись. Видимо то, что она была записана на английском языке и в ней все-таки присутствовала какая-то музыкальность сыграло свою роль. И это помогло группе сделать то, что было задумано. В частности обратить на себя внимание и в дальнейшем подписать контракт и все что за этим следует. Но это было лишь полдела. На западе подписывало контрактов огромное количество людей, в том числе и из России. Ведь важно не подписать его, а довести до логического завершения. Нам приходилось много работать в западных студиях с известными продюсерами, также применяя свои знания и многому, учась у них.» Так в 1987 году появился "Парк Горького". За самим Стасом Намином закрепилась репутация создателя коллектива. Он-то и стал первым менеджером, пресс-аташе и концертным директором. Название группы было определено "по ближайшему углу". Да, это был Парк Горького (Gorky Park) - развлекательный центр Москвы. Ребята провели в студии Парка им. Горького несколько месяцев, непрерывно работая над англоязычным материалом. Денег тогда, естественно, не было. По словам Носкова, ребята просыпались ночью от того, что по ним бегали мыши; Львов с Беловым вынуждены были спать "зад к заду", укрываясь одним одеялом - все ради заветной мечты прорваться на Запад, покорить весь мир. Поздней осенью 1987 года состоялся концертный дебют "ПГ". Примерно тогда же был снят первый видео клип на песню "Fortress", показанный в популярной музыкальной телепрограмме "Дон Кинг Шоу" ("Don King Show"). Весной 1988 года, после двухгодичной работы в студии SNC, Стас Намин организовал выступление "Парка" в качестве разогревающей группы во время ленинградских гастролей Scorpions. Летом 1988 года, во время первой поездки группы в США, благотворительная организация "Мэйк-Э-Диффренс Фаундейшн" предложила "ПГ" вместе с ведущими музыкантами стиля хард-энд-хэви принять участие в записи благотворительного альбома, входящего в программу борьбы с алкоголизмом и наркоманией.Для этой пластинки была написана песня "My generation", автором которой был Питер Таунсенд (Peter Townsend) из группы "The Who". В декабре 1988 года Стас Намин пригласил в Москву руководство фирмы "Polygram" и подписал первый в истории отечественного рока прямой контракт российской группы "Парк Горького" с американской фирмой грамзаписи. Благодаря начавшейся перестройке, было немного легче пересечь границу. Итак, ребята приехали в Соединенные Штаты никому не известной группой из России, когда две страны были все еще в состоянии Холодной Войны. Эта тихая война была на своей завершающей стадии, и, возможно, это было самое подходящее время и место, куда надо было приезжать. Несомненно, везенье и тяжелый труд помогали ребятам взбираться на лестницу к славе. Позже Алексей Белов сказал, что встретил нескольких великих людей, которые напрямую несут ответственность за успех Gorky Park. Одним из них был Фрэнк Заппа (Frank Zappa). "Он был человеком, к которому можно было прийти в любое время. Он работал в студии 24 часа в сутки, но он всегда мог найти время для нас". Позже, после переезда группы из Нью Йорка в Лос Анжелес (1991), Фрэнк часто приглашал ребят к себе домой на разные праздники, где собиралось огромное количество не ординарных очень известных людей. А тогда в 1988 году мало-помалу на группу стали обращать внимание. С одной стороны в этом была заслуга Джона Бон Джови и Ричи Самборы из “Bon Jovi”, которые уже заключили контракты с Mercury Records и порекомендовали этой звукозаписывающей компании сотрудничество с “Парком”. Группа звучала современно и самобытно, плюс ко всему они были настоящей экзотикой для Штатов того времени – рок-группа из России. Так или иначе, Mercury Records решили дать им шанс. Наконец, в 1989 году мир увидел «Gorky Park» первый студийный альбом «Парка Горького»! Не многие пророчили ему большую популярность, но по прошествии нескольких недель с его выхода, "Парк Горького" ПОТРЯС Северную Америку и Международные чарты. Он получил 5-ти балльную оценку от "Billboard" - "лучший по исполнению". Такие композиции как "Вang", "Try to find me", "Peace in our time" пробили музыкантам дорогу на вершину хит-парада "Billboard": "Bang" поднялась до третьего места в хит-параде MTV, диск занял 80-е место в списке двухсот самых популярных альбомов журнала "Billboard", за три недели с начала продаж тираж альбома превысил 300 тыс. экз. В том же 1989 году Россия встретила на стадионе в Лужниках всемирно известные группы. Это был Московский фестиваль мира организованный Стасом Наминым с выступлениями Gorky Park, Bon Jovi, Cinderella, Motley Crue, Ozzy Osbourne и The Scorpions. Зрелище было просто потрясающим – видеть наших ребят на одной сцене со звездами из-за океана!!! Тасячи фанов просто с ума сходили когда звуки heavy metal пронизывали толпу… С самого начала "Парк Горького" был подчеркнуто русской группой. Они даже как бы настаивали на этом, используя этот имидж везде: в сценических костюмах (рубахи с русскими узорами), текстах песен (в самом начале "Bang" вставлена перелопаченная "Утушка луговая", а в песне "My Generation" из репертуара группы WHO - тема "Вставайте люди русские..." из кантаты С Прокофьева "Александр Невский"), в вокале. Вплоть до знаменитой гитары балалайкой, изготовленной специально для Алексея Белова американской фирмой Kramer. Участие "Парка Горького" в этом фестивале несомненно повлияло на их популярность в Америке. Менеджментом группы в Америке занималась «Berardi-Thomas Entertainment, Inc.» возглавляемая Томасом Берарди, который одновременно был президентом фирмы «Kramer» (основана Гэри Крамером в США, штат Нью-Джерси, в 1975 году, гитары “Kramer” любит и часто рекламирует “Van Halen”). Саша Львов:«Первый наш менеджер, он же был президентом фирмы «Kramer» и он изготовил две тысячи таких балалаек с нашими автографами. И балалайки были сделаны как ни странно в Корее и из фанеры, а продавали их в Америке и в Европе по цене две тысячи долларов за штучку, понимаете, то есть из этого тоже сделали бизнес... » О том, что за спинами музыкантов попросту отмывали деньги, они узнали только после того, как однажды менеджер "провалился сквозь землю". Он просто пропал. Позже выяснилось, что его фирма обанкротилась и его учинили в крупных махинациях. Так же выяснилось, что прямого договора с "Polygram Records" у "Gorky Park" нет и что миллион долларов, выделенный инвестиционной компанией "Уэст Трэйн" на первоначальные нужды коллектива давно истрачен... Но самое главное - на счетах музыкантов нет ни цента! Адвокаты и юристы пили валерьянку, разгребая кучу сомнительных документов, которые наподписывали русские рок-звезды... Членами правления компании «Polygram Records», президент компании, который обещал сделать из музыкантов суперзвезд был попросту уволен.... Тем не менее музыканты продолжали гастрольный тур по Штатам и у Николая возникают проблемы со связками. Без денег, лишенные менеджера и продюсера музыканты квартировали в гостинице в Нью-Джерси, записывая все свои расходы на "Guest Card". В то время как российские газеты трубили о том, что "наши покорили Америку"... В результате недоразумения Носков все же покидает коллектив. Вскоре мало-помалу дела в группе начали налаживаться и место вокалиста занял Александр Миньков. - Ян Яненков: «В тот момент мы продали более полумиллиона дисков в Америке и больше миллиона – по всему миру. Это прилично. Но не получили ни копейки авторских. Позвонили на «Polygram», с которым у нас был контракт, а они говорят: мы на вас столько истратили, и вы только-только окупили расходы... Если бы у нас уже тогда была собственная компания, то наш доход был бы миллионный.» - Алексей Белов: «У нас, у советских, ведь какая установка всегда была? Вот придет добрый дядя, он все нам и сделает. Мы не понимали, что это артист нанимает менеджера, а не наоборот. У нас всегда было чувство, что мы работаем на него, чего-то ему должны. Сейчас так: если нам нужно что-то сделать, мы его наймем. Если он это провалит, мы его уволим...» Изначально "парковцы" планировали провести в Америке три месяца, но волею судеб их первый тур затянулся на пять лет. Тем не менее, интерес на этом к группе не иссяк, и, начав свое сотрудничество с компанией BMG, «Парк Горького» приступил к записи второго альбома. Алексей Белов: "Мы записывали свой второй альбом «Moscow calling» как и первый - словно солдаты, из-под палки. Студийное время очень дорого, и нужно было укладываться в жесткие временные рамки. Нам никто не оплатил бы даже лишней минуты в студии, если бы мы не уложились в срок". Демо для альбома приходилось писать по ночам в полузаброшенном доме без электричества: шнур красили в зеленый цвет, чтоб не выделялся на траве, и по очереди бегали подсоединять к соседнему дому. Над вторым альбомом с ребятами трудился продюсер Фи Уэйбилл (Fee Waybill). Трудился - не то слово: работали "парковцы" на убой, за день могли записать две песни (и это с учетом того, что на запись вокала одной композиции уходило в среднем 6-7 часов). В записи альбома принимали участие такие известные музыканты как: Ричард Маркс (бэк-вокал в песне «Two candles»), Скотт Пэйдж(саксофон”Pink Floyd”), Cтив Фэррис(“Mr.Mister”), Двизил Заппа. "Moscow calling" вернул "Парку Горького" утраченные было позиции: популярность, строго расписанный график гастролей по всему миру... Снова "Парк Горького" носят на руках: они собирают многотысячные стадионы в Дании, где группе удается добиться особенного успеха (1й альбом в пятерке лучших продержался более года) 2й альбом в первую же неделю становится №1. Однако в России "Moscow calling" разошелся в основном пиратским тиражом. "Ян" Яненков: "Мы ездили на гастроли и везде на всех носителях имя "Парк Горького" было написано от руки". Международный успех "Moscow Сalling" позволил обрести "Парку Горького" финансовою независимость и обустроить собственную студию в Лос-Анджелесе, как ответ всем звукозаписывающим компаниям. Александр Львов: "Мы никому теперь ничего недолжны. У нас ни с кем больше нет контрактов, нас не могут закрыть, не могут посадить в долговую яму..." Долгое отсутствие группы в России, гастроли и запись альбомов на английском языке все больше вели к тому, что имя "Парка Горького" все больше ассоциировалось с зарубежной рок сценой. В своих интервью музыканты опровергают досужие домыслы о своем желании остаться в Америке на ПМЖ. Нечастые визиты в Россию сделали свое дело - "Парк Горького" становятся своими среди чужих, чужими среди своих... После триумфальных гастролей по России в 1994 году группа приступила к записи своего третьего альбома. В 1995 году, к "Парку Горького" присоединился еще один коллега Белова по «Москве» клавишник Николай Кузьминых. Финансовая стабильность коллектива позволила заняться экспериментированием и не торопиться с записью. Белов: "Первое название нашего альбома было Facerevers, которое мы переделали на английский манер и получилось как face - это лицо, revers - наизнанку как бы. Лицо наизнанку. Даже сделали обложку, но фирме "Союз" она не понравилась, показалась несколько мрачноватой что ли или слишком заумной... И поэтому назвали "Stare" - по первой задорной песне, на которую потом было снято видео. Вот так и появился этот альбом...". К альбому "Stare" было снято четыре клипа: "Stare", "Stop the world I want to get off", "Ocean" и "Scared", над которыми работали модные российские клипмейкеры под руководством Сергея Баженова. Все клипы содержат элементы компьютерной графики, особенно клип "Scared", в котором создан виртуальный Лас-Вегас, разрушающийся под действием огромных игральных костей: кости катятся и разрушают знаменитый "Мираж", улицы города, Арку - один из символов Америки... Работа над клипом продолжалась два года, и, если бы он снимался в Штатах, то стоил бы более миллиона долларов, ведь компьютерная графика - фишка, как известно, недешевая. В мае 1998 года выходит четвертый альбом с нехитрым названием "Protivofazza". "Последние два альбома - "Stare" и "Protivofazza" - это, в принципе был один большой альбом, - рассказывал съемочной группе MTV Алексей Белов, - мы его записали в студии. Была, я помню, двадцать одна песня, и мы эти песни смикшировали. Когда мы сделали выборку для "Stare", у нас осталось огромное количество песен - десять песен. Что же нам с десятью песнями-то делать? Некоторые из них - очень сильные произведения, там даже такие этнически-симфонические, такие как "Liquid dream" и "Mooving to be still"... Просто интересная музыка ! Тогда мы решили дописать просто две песни быстро... Вот и получился двойник такой. Название Protivofazza родилось у нас в студии. У нас был огромный пульт - старинный NEVE; пульт, за которым гоняются в Америке, а мы его достали в России, как ни странно, перевезли потом в Америку. Мы поняли, почему нам его легко так продали, хотя он сам по себе был бесценный, там саунд такой был мощный... Просто там куда ни ткни, везде противофаза". Сам термин "противофаза" музыканты объясняют так: "Есть такой термин в радиоэлектронике, когда одна фаза по сравнению с другой переворачивается и звук становится не таким, каким должен быть. Когда человек плывет против течения, происходит то же самое. Грубо говоря, противофаза - это противоречие ко всему". По словам музыкантов, название "Противофаза" подойдет к любому их альбому: они все время плывут против течения. Вскоре начинается очень важный период в истории группы, попытка создания своего первого альбома на родном русском языке (что отложится впоследствии на неопределенное время). "Туда должны были войти песни на стихи Бродского, Мандельштама, Рубцова, тексты собственного сочинения. Русский зритель слушал музыку и часто не понимал, о чем поет "Парк Горького". Мы решили изменить эту ситуацию и, сохранив свой музыкальный стиль, преодолеть языковой барьер". Последний концертный тур группы в России состоялся в 1998 году, группа гастролировала по стране, собирая дворцы спорта и стадионы. После окончания гастролей, группа фактически распалась, Львов и Яненков уехали в США, Маршал работал сольно, Алексей Белов создал группу «Парк Белова», в состав которой помимо Белова вошли: Алексей Нелидов (вокал, бас-гитара), Александр Макин (ударные) и Николай Кузьминых (клавишные). Группа успешно гастролировала по всей стране, давалая концерты и в клубах и на стадионах. Готовился к выпуску русскоязычный сингл «Сделано в России», который по объективным причинам свет не увидел. Кроме того, на данную композицию был снят клип. «Парк Белова» даже выступил в прямом эфире в программе «Воздух» на «Нашем Радио», где музыканты общались со зрителями и исполняли свои песни. Постепенно творческие интересы Алексея Белова начинают переходить в другое русло. Он начинает больше проводить времени в своей Московской студии, стараясь меньше выступать, а больше уделять времени семье и написанию музыки. Параллельно ему предлагают писать музыку для фильмов, в которых снимаются легенды мирового кинематографа. Так появляется музыка к двум фильмам: «Красный Змей» («Red Serpent») режиссеров Сергея Воробьева и Юджина Танасеса вышедшего на экраны в 2003 году, и «Зеркальные воины – Отражение первое» продюсера Олега Капанца в 2005 году. За время сценического отсутствия Парка Горького интерес к их музыке не только не угас, но перешёл в новую фазу. Предложения по объединению оригинального состава группы стали приобретать сверх естественные формы. А желание людей слышать живое исполнение любимой музыки, всё чаще заставляет Алексея Белова выбираться из своей студии, одевать гитару и зажигать на сцене так же, как это было всегда. В 2004 году являясь автором почти всех песен «Парка Горького», Алексей Белов решил их творчески переработать, что и сделал с большим успехом, песни получили новое оригинальное современное звучание, вокальные партии Алексей так же исполняет сам. Сегодня: На фото: Нынешний туровый состав: Алексей Белов, Александр Яненков, звукорежиссер Дмитрий Афанасьев, Александр Макин, директор группы Егор Дервоед. В ноябре 2006 года, после ухода Александра Макина, в группу пришел новый барабанщик - Виктор Коньков Как всегда группа плывет против течения, используя камни, о которые все спотыкаются, в качестве опоры. А тот, кто плывет против течения, всегда побеждает! Продолжение следует…