Сергей Михалок - вокал Павел Булатников - вокал Руслан Владыко - гитара Денис Стурченко - бас-гитара Александр Сторожук - ударные Павел Кузюкович - труба Иван Галушко - тромбон
1990-1995
Группа "Ляпис Трубецкой" образовалась в феврале 1990 года и дала свой первый концерт на фестивале "Тры колеры" в Минске. Лидером с самого начала стал студент Института Культуры Сергей Михалок. Другими участниками первого состава были бас-гитарист коллектива Дима Свиридович, гитарист Руслан Владыко и ударник Алексей Любавин.
По большому счету коллективом "Ляпис Трубецкой" был тогда только на сцене, так как участники собирались вместе большей частью на концертах. Переход группы от "виртуального" существования к "реальному" произошел после первого серьезного выступления группы на "Фестивале музыкальных меньшинств" в "Доме учителя" в Минске. С тех пор музыканты стали регулярно собираться и репетировать.
Следующим этапом в истории "Ляписа Трубецкого" стала встреча с будущим директором коллектива Евгением Колмыковым в 1994 году. Он стал первым человеком, который предложил музыкантам гонорар за сольное выступление (тоже первое) на пивном шоу в кафе "Время" в ДК минского тракторного завода. Примерно в это время состоялся и первый тур группы по республике (на автобусе) в рамках "Next Stop New Life", в котором зрителям представлялась совместная с театром "Бамбуки" (руководитель — Сергей Михалок) рок-опера "Покорение космоса".
Затем в 1994 году "Ляпис Трубецкой" летом принял участие в фестивале "КГ. Сердитый праздник", проходившем в минском Дворце спорта с участием россиян "Чайф", "Два самолета", "Чуфелла марзуфелла" и других. Чуть позже музыканты оказались на придуманном художником Василием Почицким фестивале "Неизвестное кино Гагарина", где также выступали "Зартипо" и "Хламкин едет в Израил". Успех концерта навел на мысль о выпуске кассеты. В результате была сделана запись выступления в "Альтернативном театре" во время "Рок абонемента", которая вышла в Беларуси в 1995 году под названием "Любови капец"(не путать со сборником 1998 года).
Первый тираж кассеты составил около 100 штук, из которых продано было только двадцать (позднее, на волне успеха "Ранетого сердца" она была переиздана). И все-таки 1995 год был не таким уж и успешным. Снова виртуальное существование и каждый занимался своими делами: Евгений Колмыков работал в объединении "Клубный стиль", Сергей Михалок курировал клуб "Аддис Аббеба" и руководил театром "Бамбуки" (все актеры - мужчины, по аналогии с японским театром "кабуки"). Состав был тот же, разве что бас-гитаристы часто менялись (Олег "Паганини" Устинович, Олег Ладо).
1996-1997
Все резко изменилось в 1996 году после концерта во Дворце шахмат и шашек. Именно там их заметил глава "Комплексбанка" и просто энтузиаст современной культуры Евгений Кравцов. Он предложил сделать запись на своей студии "Mezzo Forte". Примерно в это время группу усилили Егор Дрындин (труба), Виталий Дроздов (скрипка, вокал), Павел Кузюкович (валторна) и Александр Ролов (гитара, ушел через полгода). Результатом стал альбом "Ранетое сердце", официально представленный 21 июня 1996 года на "Празднике музыки" в минском парке Горького. Первый же день продаж принес сюрприз — все 200 привезенных с собой кассет разошлись. А к осени и вовсе начался настоящий бум.
Это подтвердила состоявшаяся 4 октября года в ДК Профсоюзов презентация новой программы группы "Смяротнае вяселле", во время которой зрителей в набитом до отказа зале было столько же, сколько и оставшихся на улице. Продажи "Ранетого сердца" били все белорусские рекорды. По различным оценкам (кассеты издавали все кто угодно, и точной цифры никто не знает) тираж составил от 20 до 30 тысяч экземпляров.
К концу года начали появляться признаки того, что среди большой армии завоеванных поклонников стало появляться все больше тех, кто разочаровывался в группе, чему немало способствовала шумиха вокруг музыкантов. Сначала это было не так заметно, потому что поток новых поклонников продолжал перекрывать "отошедших" старых, но постепенно ситуация изменилась. Белорусская пресса из вселюбящей превратилась во всененавидящую, за исключением теперь уже почившего в бозе журнала "Уши", самое прямое отношение к которому имел Евгений Колмыков.
Тем не менее, апофеозом взлета стала третья церемония вручения белорусских музыкальных наград "Рок-коронация-96". "Ляпису Трубецкому" досталось три награды из четырех возможных. "Лучший автор текстов года" (награда разделена с Касей Камоцкой из, можно сказать, культовой белорусской группы "Новае неба"), "Альбом года" и "Лучшая группа года" (так называемая "Большая корона", что означало, что "Ляпис Трубецкой" теперь — "рок-король"). Несмотря на всю заслуженность наград, они стали той самой ложка меда, которая испортила-таки кашу, сделав ее приторно сладкой и неудобоваримой. И тут "Ляпис Трубецкой" исчезает на год. Создавалось (не только само по себе, но и прессой) впечатление, что Михалок исписался и группе конец. Не спас и выпуск "компенсационной" концертной записи с презентации программы "Смяротнае вяселле".
1998
Тут начинается новая глава, "московская". Хотя, на самом деле она началась в 1996 году, когда Василий Шугалей (R.I.P.) привез туда кассету группы и она вызвала определенный интерес у "Тон студии Союз" (филиал "Союза", который занимается подготовкой проектов для продажи другим фирмам). Записывается альбом "Ты кинула" с половиной старых и половиной новых песен, который в 1997 году тихонько ложится на полку ввиду того, что за "Ляписа Трубецкого" стали вести борьбу сразу несколько московских компаний. Вдобавок ко всему группа вела разумную политику не стремясь продаться кому попало и на каких попало условиях и программа выходит только в начале 1998 года.
Во время его записи из коллектива уходят Олег Ладо и Виталий Дроздов. Первого сначала в качестве сессионного музыканта заменяет Валерий Башков (с ним записано несколько песен для дебютного российского альбома "Ляписов"), но чуть позже возвращается бас-гитарист первого состава Дмитрий Свиридович. На место Дроздова приходит второй вокалист Павел Булатников (бывший участник минского дуэта ""Лицей"). В конце года белорусским режиссерским тандемом "Bolek & Lolek" (М.Тыминько и А.Терехов) снимается первый в истории группы видеоклип - "Ау". Он был сделан по сути любительским способом: из раскрашенных на компьютере вручную "Зенитовских" фотографий музыкантов группы. Результат превзошел все ожидания – до сих пор это один из самых знаменитых клипов "Ляписов".
Вышедший в феврале 1998 альбом "Ты кинула" приносит группе невероятный успех в России и странах СНГ. Впрочем, этому немало способствуют непрерывные гастроли музыкантов по всей территории бывшей "шестой части суши". Весной "Ляпис Трубецкой" совершает первые за полтора года гастроли по Беларуси, которые прошли с большим успехом. Значительно возросший уровень мастерства музыкантов, успех коллектива в России и новые песни реабилитировали "Ляпис" на родине.
В конце 1998 года вышел альбом ремиксов песен группы "Ляпис-Дэнс", к созданию которого сами музыканты не имели никакого отношения, а в августе по инициативе "Союза" и Евгения Кравцова был выпущен сборник "архивных" записей группы "Любови капец", лишь прибавивший популярности "Ляпису". На радиостанциях России хитом становится записанная в 1996 году для "Ранетого сердца" версия песни Олега Кваши "Зеленоглазое такси", которая, в то же время, превращается в повод для скандала, поднятого автором песни в начале 1999 года.
1999-2000
Осенью 1998 года начинается подготовка материала для нового альбома, запись которого начинается в конце года. Столь быстрый и мощный успех дал себя знать, проявившись в пьянстве участников коллектива. Несмотря на яркие номера вроде "Розочки" (еще один легендарный клип от "Bolek & Lolek") на записанном "наездами" в Москве в диске "Красота" хватало компромиссных ("Яблони") и просто проходных номеров.
Альбом выходит в мае 1999 и музыканты снова начинают активную гастрольную деятельность, значительное место в котором занимает участие в неполитической части тура "Да!" в сентябре-октябре. Осенью начинается подготовка нового материала. Первая песня "Виноградная лоза" записывается в Минске на студии "Меццо форте" в сентябре и сводится во Франции английским продюсером Виктором Пендлбери.
В начале 2000 года студия "Союз" переиздала принадлежащий ей альбом "Красота" под названием "Всем девчонкам нравится…". В переиздание вошли три новые песни — "Любовь повернулась ко мне задом", "Крошка моя" (кавер-версия хита группы "Руки вверх!") и "Виноградная лоза". В это же время выходит музыкальный фильм о группе "Всем девчонкам нравится…". На этом сотрудничество с "Союзом" на тот момент закончилось.
В январе 2000 в Минске на студии Белорусского телевидения записывается новый альбом названием "Тяжкий". Пендлбери приезжает на вторую неделю записи, когда все уже почти готово. Он остается доволен направлением работы и в результате непосредственно занимается лишь сведением материала. Во время записи диска в качестве приглашенного музыканта появляется Иван Галушко (тромбон), который через несколько месяцев вливается в состав группы в качестве третьего участника духовой секции (Е.Дрындин - труба, П.Кузюкович - тромбон).
"Ляписы" подписывают контракт с ведущей российской рекорд-компанией Real Records, которая 15 мая того же года выпускает их новый альбом "Тяжкий". Диск вызвал неоднозначную реакцию. Программные директора московских радиостанций крайне неохотно брали в свой эфир песни с "Тяжкого", MTV и ОРТ отказывались крутить клипы "Спорт прошел", "Дружбан" и "По аллеям" (снятый с участием комик-труппы Маски-шоу"). Зато Артемий Троицкий назвал "Тяжкий" "лучшим, что было издано в России в 2000 году".
2001-2002
После некоторого периода депрессии "Ляписы" берутся за новый материал. Первым синглом из следующего альбома стала песня "Голуби". Ролик, режиссером которого стал Игорь Пашкевич (он же экранизировал в 1999 году "Яблони"), снимался в Минске, в начале января на Минском велосипедном заводе. На протяжении двух ночей при близкой к нулю температуре "ляписы" изображали неких хулиганов-пролетариев, гоняющихся за красивыми девушками в перьях и блестках. Клип был взят в эксклюзив MTV и в марте 2001 стал самым ротируемым на этом канале видеороликом.
В марте того же года музыканты группы "Ляпис Трубецкой" стали инициаторами создания творческого объединения "Дети Сонца". Цель объединения — пропагандировать позитивную веселую музыку, независимо от того, кто ее исполняет — признанные звезды или талантливые новички. В целях продвижения этой идеи был создан одноименный рекорд-лейбл "Дети Сонца", стилевые приоритеты которого — ска, реггей, рагга, "цыганщина" и другая "солнечная музыка". К концу года вышло два сборника.
Летом 2001 был снят клип на песню "Сочи", которая, как и "Голуби", имела большой успех. На этой волне в сентябре вышел альбом "Юность" — самый успешный диск группы со времен "Красоты". Пресса его хвалила, слушатели покупали и ходили на концерты — полный консенсус коммерции и критики. Только после его выхода Сергей Михалок признался, что после коммерческого провала альбома "Тяжкий" подумывал о роспуске группы и начале сольной карьеры.
Между тем в начале 2001 года на смену Дмитрию Свиридовичу пришел Алексей Зайцев (бас-гитара), а год спустя группу покинул еще один участник первого состава – Алексей Любавин (ударные). Если первому пришлось уйти из-за регулярного нарушения трудовой дисциплины, то второй просто решил завершить музыкальную карьеру, открыв свой бизнес. Место за барабанами занял один из самых известных и опытных белорусских представителей этого инструмента Александр Сторожук.
2003-2005
Со временем группа начала задумываться о новом альбоме. К счастью, на этот раз можно было никуда не торопиться — концерты шли своим чередом и финансовое положение, несмотря на независимую политику группы, было достаточно уверенным. Первые черновые записи делали еще осенью 2002, после чего в январе 2003 съездили в Киев к Евгену Ступке. Две песни из шести записанных вошли в экспериментальный макси-сингл "Чырвоны кальсоны" (май 2003), также включавший большое количество ремиксов от друзей группы.
Весной 2003 стало ясно, что и Ступка не поможет. После еще нескольких проб "ляписы" остановили свой выбор на минской студии "Селах" и саундпродюсере Андрее Жукове. Символично, что именно он в свое время записывал первый кассетный альбом группы "Ляпис Трубецкой" "Ранетое сердце" (1996), принесший коллективу известность в Беларуси.
Во время записи Алексея Зайцева на бас-гитаре заменяет горячий латыш Владимир "Ёлкин" Эглитис из группы Карла Хламкина. Примерно в то же время коллектив покидает периодически уходивший и в прошлые годы Егор Дрындин. Штатным трубачом становится валторнист Павел Кузюкович.
Результатом почти года работы стал альбом "Золотые яйцы" (апрель 2004), звучание которого было заметно более "независимым", с достаточно сильным влиянием ска и рэгги. Ко времени его выпуска было снято два видеоклипа. Первый, на песню "Раинька", стал самой неудачной работой Игоря Пашкевича (хотя предыдущая, "Юность", была объективно лучше всех более ранних). Второй, выполненный в технике пластилиновой анимации, сняли минские энтузиасты – братья Сидоруки. Он и стал главной ударной силой диска на ТВ.
К выходу альбома Сергей Михалок даже побрился наголо, объяснив этот поступок желанием начать новую жизнь. Он также активно занимается спортом, а летом 2004-го года сбривает усы, тем самым окончательно изменив свой классический имидж. В августе 2004 появилось видео на песню "Почтальоны", снятое американским режиссером Кевином Джексоном. Самое дорогое и, наверное, самое неудачное видео группы.
2006-2007
В 2004—2006 годах "Ляпис Трубецкой" активно занимался саундтреками. Команда записала музыку к сериалу "Мужчины не плачут" и фильму "Последний забой" (оба сняты российским режиссером Сергеем Бобровым). Результатом стал сборный альбом "Мужчины не плачут. Музыка для кино", большинство песен которого были записанны в формате полуакустического бэнда с аккордеоном. Он вышел без лишнего шума в марте 2006 года.
Вместе с тем еще летом 2005 года коллектив начал работу в студии над своим очередным номерным диском. Первые новые песни ("Андрюша", "Харэ") были представлены слушателям еще до студийной записи на фестивалях "Нашествие" в Казахстане и России, получив очень положительные отклики — сделанная в Эммаусе концертная запись "Харэ" даже попала в хит-парад "Нашего радио".
В первой половине 2006-го года в группу вернулся один из основателей коллектива - бас-гитарист Дмитрий Свиридович (правда, ему вновь пришлось уйти в конце 2006 и тогда его заменил Денис Стурченко). Триумфальным можно назвать выступление "Ляписов" на Таврийских играх в мае 2006 года, где группа исполнила почти все свои хиты, а также некоторые новые композиции, чем привела в восторг публику.
На протяжении 2006 года группа искала саундпродюсера для записи нового материала, чтобы наконец в полной мере реализовать свои ска-панковые мечты. В какой-то момент было решено отправиться в Лондон на студию, где записывались Madness. Когда по сути все было готово, в дело вмешался случай. На одном из концертов в Киеве "Ляписы" познакомились с украинским саундпродюсером Виталием Телезиным ("Океан Ельзи", "Братья Гримм" и др.). Оказалось, что помимо взаимных личных симпатий, у них много общего в музыкальных вкусах и даже мировоззрении.
В результате новый альбом был записан в Киеве с осени 2006 по весну 2007. Первым полноценным синглом из него стала песня "Харэ", с трэш-клипом от режиссера и актера Владимира Епифанцева, который был запущен в начале 2007. Но главной ударной силой альбома стала песня "Капитал" с апокалиптическим видеоклипом Алексея Терехова (соавтор клипов "Ау" и "Розочка"), премьера которого состоялась в Интернете. Именно Всемирная Паутина и стала главным катализатором его успеха – за первый месяц ролик просмотрели около 100 тысяч человек, под влиянием чего откровенно неформатный "Капитал" неожиданно оказался в плейлистах ведущих радиостанций и телеканалов России, где группы не было с 2001 года.
Альбом "Капитал" вышел в конце апреля 2007 и стал новым витком в творчестве коллектива. Его российская презентация состоялась 1 мая в Москве, украинская – 17 мая в Киеве, а белорусы смогли увидеть новую программу 2 июня в Бобруйске.