Black Sabbath — легендарная британская рок-группа, образованная в городе Бирмингеме (Англия) в 1969 году. Black Sabbath выбрав в качестве платформы блюз-рок конца 60-х годов (Cream, Blue Cheer, Vanilla Fudge), задали новое направление развитию: снизили темп, сгустили звучание бас-гитары и построили композиции на пересечении тяжёлых риффов. В текстах группа отказалась от любовной лирики и характерных фразеологических штампов блюз-рока, создав совершенно новый для своего времени поэтический мир, в котором преобладали самые мрачные образы и мотивы. Первый альбом Black Sabbath принято считать самым первым хэви-метал-альбомом. Кроме того, Black Sabbath заложили фундамент и для последующего развития дум-метала; многие их альбомы называют прототипами современного дума. С 1970—2000 год Black Sabbath продали около ста миллионов копий своих альбомов. С 1995 группа не выпускает новых альбомов и собирается вместе в «классическом» составе 70-х только для отдельных концертов. Большинство участников занимаются сольной деятельностью. Кроме того, Тони Айомми и Гизер Батлер восстановили сотрудничество с Ронни Джеймсом Дио (пел в группе в начале 80-х), но из-за вопроса с авторскими правами этот проект выступает как Heaven And Hell.
Предыстория
Группу (изначально называвшуюся Polka Tulk в честь местного магазина пакистанской одежды, — впоследствии это название было изменено на Earth) образовали четверо друзей детства из Астона, Бирмингем: Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд. Музыкальным «мозгом» группы был гитарист Айомми, игравший до 1966 года в нескольких местных группах: The In Crowd, The Birds and the Bees, а затем в Mythology: он рассказывал, что в то время находился под влиянием Хэнка Марвина (гитариста The Shadows) и джазовых гитаристов, особенно Джанго Райнхардта. Уорд (также в недавнем прошлом участник Mythology) интересовался джазом: его любимыми барабанщиками были Бадди Рич и Джин Крупа. Гизер Батлер впоследствии источником вдохновения называл игру Джека Брюса из Cream.
Оззи Осборн, выходец из очень бедной семьи, жившей в Астоне, играл в группе The Prospectors (где также участвовал Джимми Филипс, будущий слайд-гитарист Polka Tulk), The Black Panthers, Approach и Music Machine (здесь в начале 1966 года заменял заболевшего вокалиста). Также в 1966 году он отсидел 6 недель в местной тюрьме «Винсент Грин» за отказ выплатить штраф в 25 фунтов (после того, как влез в магазин одежды Sarah Greene’s). В музыкальных пристрастиях Осборн был сравнительно ортодоксален: он любил The Beatles (особенно Revolver), а своим кумиром называл Джона Леннона.
Поначалу группа играла блюз-рок, но вскоре сосредоточилась на более «тёмной» музыке и оккультной тематике. Идея эта впервые пришла в голову Айомми: как-то раз, глядя из окна на очередь за билетами в кинотеатр, где шёл фильм Марио Бава «Чёрная суббота» (в англоамериканском прокате он вышел под названием «Black Sabbath») с Борисом Карлоффом в главной роли, он заметил: «Не правда ли, странно, что люди любят, когда их пугают?..».
Текст песни, ассоциативно названной «Black Sabbath», написал Оззи Осборн, на которого произвел сильное впечатление пересказ Батлером эпизода, который случился с ним вкоре после того, как он прочитал книгу XVI века о чёрной магии. («…Я проснулся среди ночи: у дальнего конца кровати стояла фигура в чёрном. Несколько секунд спустя она словно бы растворилась, заставив меня пережить момент незабываемого ужаса…» — отсюда первые строки: «What is this that stands before me? Figure in black which points at me…»). Когда стало известно, что коллектив под названием Earth уже существует, музыканты переименовали группу в честь своей новой песни.
1969-1979
В 1969 году Black Sabbath привлекли к себе внимание концертными выступлениями и год спустя подписали контракт с Phillips Records. В январе 1970 года дочерний лэйбл Fontana Records выпустил их дебютный сингл «Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me)», кавер-версию песни, которая незадолго до этого стала американским хитом Crow (группы, которая ничем больше в истории рока себя не проявила). В феврале другой филипсовский филиал, Vertigo Records, выпустил дебютный альбом Black Sabbath: он вошёл в первую британскую десятку, а 4 месяца спустя был выпущен (на Warner Bros. Records) в США, где продержался в Top 40 около года и разошёлся за это время миллионным тиражом.
Оззи Осборн суть своего музыкального мировоззрения описывал так: «В чартах только и слышалось: 'Если вы соберетесь в Сан-Франциско, не забудьте, что у вас должны быть цветы в волосах…' Мы в Астоне если и видели цветы, так только в венках на гробах, что отправлялись на кладбище».
Для музыкальной критики Black Sabbath в течение многих лет оставались изгоями, не имевшими поддержки рекламных агентств, прессы и музыкальных радиостанций. Как отмечал в 1973 году альманах «Rock Files», «…Любой третьесортный саппорт-бэнд имел больше шансов попасть в программу Джона Пила, чем Black Sabbath». Группа, до ухода Осборна в 1976 года сумевшая продать 8 миллионов альбомов, своим взлётом была обязана исключительно преданности фэнов.
В сентябре 1970 года вышел второй альбом, Paranoid: он поднялся на первое место в Британии. Участники группы возражали против выпуска заглавного трека синглом и не были обрадованы известием о том, что он дошёл до 4-го места в UK Singles Charts, полагая, что таким образом «вышли на teenybopper-рынок». Впоследствии критики отмечали, что трек во многом опередил своё время и больше отношения имел к панк- чем к хард-року. О том, насколько случайной оказалась эта новация, свидетельствует тот факт, что трек был записан в последний момент, исключительно ради того, чтобы удлинить альбом.
Весной 1971 года успех был повторен в американских чартах (с той разницей, что вторым синглом из него был выпущен «Iron Man»). Кроме этих двух вещей, которые принято считать центральными, сильное впечатление на метал-фанов произвели антивоенная War Pigs (которая поначалу задумывалась как заглавный трек) и апокалиптический прото-doom «Electric Funeral». В целом второй альбом отличался от первого более заострённым звучанием, сравнительно компактными аранжировками и меньшим количеством продолжительных импровизаций.
В конце 1970 года Тони Айомми впервые приспустил струны своего Гибсона со стандартного E до Eb (ми бемоль). Дело в том, что в 60-х годах, работая на заводе, он лишился кончиков двух пальцев и, играя к протезами-наконечниками, испытывал постоянную боль. Новый, более низкий настрой, позволивший гитаристу снять лишнее напряжение, был опробован на альбоме Master of Reality. Он вышел в августе 1971 года и, как и первые два, по обе стороны Атлантики стал хитом, достигнув миллионной тиражной отметки.
«Первым делом мы купили себе дома и машины. Ну а потом… что покупать потом? Если для чего-то и требовались нам деньги, так только, чтобы купить новую гитару или новое оборудование. Наша цель была — создавать хорошую музыку и совершенствоваться на концертах. Мы всегда твердо стояли обеими ногами на земле», — говорил Тони Айомми.
Относительно исторической значимости Black Sabbath Vol. 4 (сентябрь 1972 года) существуют разные мнения. Оззи Осборн считает его слабейшей из ранних работ группы, записывавшейся спешно и в состоянии наркотического хаоса. Сказалось, кроме того, отсутствие продюсерского дуэта Роджер Бэйн — Томми Аллом: звучание получилось относительно облегченным. Музыкальная критика в ретроспективе высоко оценила эту пластинку, особенно её центральные вещи: балладу Changes (хит-сингл 1972 года) и хард-роковые вещи «Supernaut», «Snowblind» и «Tomorrow’s Dream».
К моменту выхода Sabbath Bloody Sabbath в ноябре 1973 года Black Sabbath стали популярнейшей хэви метал-группой в мире. В пятом альбоме группа отчасти подтвердила свое реноме, но во многом и отошла от раннего стиля, сблизившись с прогом («Spiral Architect», «A National Acrobat», «Who Are You»), отчасти благодаря работе приглашённого клавишника Рика Уэйкмана из Yes (он сыграл в «Sabbra Cadabra»). Альбом поднялся в первую британскую десятку и мог бы ознаменовать звездный час Black Sabbath, если бы к этому времени все участники группы не впали в тяжёлую наркотическую зависимость, особенно Уорд и Осборн, принимавшие ЛСД ежедневно в течение двух лет (второй — в сочетании с алкоголем). По свидетельству Стива «Крашера» Джула, «кокаин прибывал в студию в гигантских пакетах, которые можно было принять за стиральные порошки».
1974 год для Black Sabbath оказался потерян из-за проблем с менеджментом и вынужденным переходом (в Британии) с Vertigo на WWA. Из-за этого пришлось почти на год отложить выпуск Sabotage, во многом экспериментального альбома, который сегодня музыкальные критики признают самой недооцененной работой группы. В двух первых вещах, философски-апокалиптической «Hole In The Sky» и «Symptom Of The Universe» (соединившей элементы научной фантастики и наркотической психоделии) Black Sabbath впервые приблизились к идеалам гаражного рока. Обманчиво мелодичная «Am I Going Insane (Radio)» (равно как и «Megalomania») убедительно живописуют страдания разума, погружающегося в пучину безумия. Текст «The Writ» (имеющий отношение к богоборчеству, но выполненный в форме бессвязного монолога) остается одним из самых сложных и загадочных в истории группы. Не удовлетворившись коммерческими достижениями альбома, оба лейбла в декабре 1975 года выпустили двойной сборник We Sold Our Soul for Rock 'n' Roll, ставший всемирным хитом.
К моменту началу работы над седьмым альбомом в составе группы наметился конфликт. Тони Айомми предлагал разнообразить аранжировки и стиль группы, в частности, использовать духовые инструменты. Осборн решительно настаивал на том, чтобы группа не изменяла принципам хэви метал. В Technical Ecstasy (октябрь 1976 года) Black Sabbath пошли тем путём, по которому вёл их гитарист: насытили музыку звучанием струнных и синтезаторов. Важную роль в оформлении нового звучания сыграл приглашенный в состав клавишник Джезз Вудрафф, который, по собственному утверждению, был соавтором как минимум половины композиций в альбоме, но по неясным причинам из «титров» был вычеркнут.
Разочарованный избранным направлением развития Осборн в ноябре 1977 года покинул состав и был временно заменен Дэйвом Уокером, бывшим вокалистом Savoy Brown, но вернулся в январе 1978 года, чтобы принять участие в записи Never Say Die!, альбома разнородного, насыщенного элементами джаз-, синт-, блюз- и прог-рока. Несмотря на успех синглов Never Say Die и Hard Road, он продавался плохо, но главное, имел мало общего с теми идеями, которые сделали Black Sabbath пионерами своего жанра. Осборн окончательно покинул группу, чтобы начать сольную карьеру. В июне 1979 года его заменил Ронни Джеймс Дио, вокалист Rainbow. В это же время с Black Sabbath стал регулярно выступать клавишник Джефф Николс (Geoff Nicholls, экс- Quartz), официально вошедший в состав позже.
1979-1985
Новый состав не стал спешить с выпуском нового альбома. Heaven and Hell, вышедший в апреле 1980 года ознаменовал возвращение группы в первую британскую десятку. Два сингла из него — Neon Knights и Die Young стали хитами. В то же самое время на Vertigo вышел концертный альбом пятилетней давности Black Sabbath Live at Last: он был почти сразу же снят с продажи, но успел попасть в Top-5 (перевыпущенный сингл Paranoid вошёл в первую двадцатку).
Личные психологические травмы (его родители умерли один за другим в течение очень короткого времени), а также проблемы с алкоголем и психическим здоровьем вынудили барабанщика Билла Уорда выйти из состава. Его заменил Vinny Appice, с которым квартет записал Mob Rules (ноябрь 1981 года). Альбом в США и Британии стал золотым — во многом благодаря успеху двух синглов: Mob Rules (трек был включен в фильм Heavy Metal: эта его версия отличается от альбомной) и Turn up the Night. Затем группа приступила к микшированию концертного альбома Live Evil, и тут между Айомми и Дио разгорелась ссора: первый обвинил второго в том, что тот пробрался ночью в студию чтобы увеличить громкость своего вокала. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath, забрав с собой и Эпписа.
Эту кадровую проблему группа решила, уговорив вернуться в состав Уорда и (к удивлению многих метал-фанов) пригласив Иэна Гиллана, бывшего вокалиста Deep Purple (две группы в начале 70-х жестоко конкурировали на концертной сцене). Новый состав записал и выпустил Born Again (ещё один британский Top-5-хит). В мировое турне Black Sabbath вышли с барабанщиком Бивом Биваном (Bev Bevan, р. 25 ноября 1946 года), известным до этого по работе в Electric Light Orchestra. Уорд вернулся в состав весной 1984 года, но тогда же ушёл Гиллан, присоединившись к своей старой группе. «Я и не собирался входить в состав Black Sabbath, — позже говорил он. — Просто мы напились с Гизером и Тони, а на следующий день я узнал о своём согласии. Кроме того, они такие милые парни. Я хорошо повеселился, прекрасно провёл год, так что авантюра оправдала себя». Заменивший Гиллана Дэйв Донато (Dave Donato), пробыл в составе лишь до октября.
13 июля 1985 года Black Sabbath дали концерт в рамках благотворительного мероприятия Live Aid с Оззи Осборном (здесь были исполнены три вещи: «Children Of The Grave», «Iron Man» и «Paranoid»). Но после этого из группы ушли Осборн и Батлер (последний образовал Geezer Butler Band, так и не выпустивший ни одного альбома), оставив Айомми единственным участником оригинального состава.
1985-1995
В это же время сам гитарист приступил к созданию сольного альбома, наняв для его записи Гленна Хьюза, Джеффа Николса, басиста Дэйва «The Beast» Спица и ударника Эрика Зингера, сотрудников метал-дивы Литы Форд, с которой Айомми был в те дни обручён.
Вышедший в феврале 1986 года альбом «Seventh Star» был сольным проектом Тони Айомми, он был автором музыки и текстов, но в последний момент записывающая компания настояла на том, чтобы он вышел под именем Black Sabbath, результатом чего стала надпись на обложке «Black Sabbath featuring Toni Iommi». Альбом, в который были добавлены восточные мотивы, стал ещё меньше напоминать первоначальный стиль группы, а мощный вокал Гленна Хьюза не подходил под материал Black Sabbath. Сам Гленн говорил, что он не был участником этой группы, а состоял в сольном проекте Айомми. Альбом занял двадцать седьмое место в Великобритании.
С альбомом связана ещё одна странная история: Джефф Фенхольт утверждал, что в течение 7 месяцев был вокалистом Black Sabbath, и что ушёл из религиозных соображений. Участники группы говорят, что официально он в ней не состоял, а лишь записал демо для сольного альбома Айомми. Есть, однако, основания предполагать, что в Seventh Star действительно вошёл материал, соавтором которого был Фенхольт, в качестве такового не упомянутый. Пластинка (в записи которой официально приняли участие Хьюз, Спитц, Николс и Зингер), имела коммерческий успех, но состав продолжал меняться. Незадолго до начала Seventh Star-тура в 1986 году Гленн Хьюз ввязался в драку, серьёзно повредил горло и вышел из тура, уступив место у микрофона малоизвестному американскому певцу по имени Рэй Гиллен. Последний покинул BS во время записи альбома The Eternal Idol (это было связано с тем, что группа вдруг оказалась в центре финансовых неурядиц) и позже с гитаристом Осборна Джейком Э. Ли образовал Badlands, где также участвовал Эрик Зингер. На смену ему пришёл уроженец Бирмингема Тони «Кот» Мартин (экс-The Alliance), перезаписавший все пленки с гилленовским вокалом. По окончании работы над альбомом в составе группы остались Айомми, Мартин и Николлз. К участию в туре The Eternal Idol были привлечены басист Джо Берт (Jo Burt) и ударник Терри Чаймс (экс-The Clash).
В 1988 году в состав вошёл Кози Пауэлл (прославившийся как с собственной группой, так и участием в Rainbow, Whitesnake, Emerson, Lake & Powell). С басистом-сессионником Лоуренсом Коттлом группа записала Headless Cross: альбом (самый «оккультный» за всю их историю) был тепло встречен критикой. Вскоре после выхода пластинки Коттла заменил ветеран Нейл Мюррей, (некогда, как и Пауэлл, игравший в Whitesnake). Альбом Tyr (1990) многие считают лучшим из всех, что были записаны с Мартином.
28 августа 1990 года Ронни Джеймс Дио пригласил на концерт Dio в Миннеаполисе Гизера Батлера: с ним группа (в энкоре) исполнила «Neon Knights». Последовало воссоединение (Дио, Батлер, Айомми, Пауэлл, Николс), но вскоре Пауэлл уступил место Винни Эппису (в числе возможных причин упоминались две: падение барабанщика с лошади и его ссора с Дио). Новый состав записал Dehumanizer (1992); версия альбомного трека «Time Machine» вошла в фильм «Мир Уэйна». Альбом впервые за девять лет вернул группу в американский Top 50 ; британским хитом стал сингл TV Crimes.
Затем Оззи Осборн объявил о намерении навсегда отказаться от концертной деятельности и попросил Black Sabbath открыть два его концерта в Коста Месе. Дио ответил отказом, считая, что Black Sabbath не могут быть саппорт-бэндом, тем более для Оззи, который неуважительно отзывался о группе в своих интервью. Однако Айомми, Батлер и Эппис приняли приглашение, в последний момент пригласив к микрофону Роба Хэлфорда из Judas Priest.
После того, как к составу присоеднился Билл Уорд (на сцене вместе они выступили 15 ноября 1992 года, исполнив 4 песни), начались приготовления к совместной студийной работе и туру. Но теперь отказался от участия Оззи. Последовала новая рокировка в составе: Эпписа заменил Бобби Рондинелли, и с Мартином и Николсом Black Sabbath записали Cross Purposes (1994). В разгар тура Рондинелли покинул группу и его заменил вернувшийся Билл Уорд. Альбом Forbidden, записанный продюсером Эрни Си из Body Count, по сей день остаётся последним студийным альбомом Black Sabbath.
1995-2006
После того, как стало ясно, что студийные альбомы не оправдывают коммерческих ожиданий, Black Sabbath использовали трюк, ранее опробованный The Eagles и Fleetwood Mac: собрали оригинальный состав для работы над концертным сборником, куда добавили пару новых студийных треков. Двойной CD-сет Reunion, записанный в Бирмингеме и объединивший Айомми, Осборна, Батлера и Уорда, в Англии успеха не имел, зато в США стал платиновым. За трек «Iron Man» Black Sabbath получили свою первую «Грэмми» (Best Metal Performance). Группа продолжала гастролировать, а завершила реюнион-тур у себя в Бирмингеме 22 декабря 1999 года.
В феврале 2001 года Black Sabbath объявили о том, что объединяются вновь для участия в шестом по счёту Ozzfest’e, более того, продолжат совместную работу в студии. Однако сотрудничество с продюсером Риком Рубином не заладилось и проект был отложен на неопределённый срок — тем более, что Осборн стал более чем популярным со своим семейным реалити-шоу.
В 2004 году Black Sabbath вернулись к активной деятельности: Николса заменил в составе клавишник Адам Уэйкман, сын Рика Уэйкмана, до этого известный по сотрудничеству с Оззи Осборном. В 2004 и 2005 годах группа выступила хедлайнером на Ozzfest’е. В ноябре 2005 года Black Sabbath были торжественно введены в Британский Music Hall Of Fame и выступили на церемонии. 13 марта 2006 года аналогичное мероприятие было проведено в американском Зале славы рок-н-ролла, с той разницей, что группа не выступила сама: вместо этого Metallica исполнила «Hole In The Sky» и «Iron Man».
После выхода сборника Black Sabbath: The Dio Years Дио, Айомми, Батлер и Эппис вернулись к концертной деятельности под новым названием Heaven and Hell. Билл Уорд отказался от сотрудничества с Heaven And Hell, но пообещал, что присоединится к оригинальному составу Black Sabbath, если таковой соберётся вновь.
2006-
На данный момент музыканты Тони Айомми, Гизер Батлер, Ронни Джеймс Дио и Винни Эппис воссоединились для совместных гастролей, которые идут под названием Heaven And Hell, а не Black Sabbath. На гастролях играются композиции, записанные группой во времена Дио с альбомов Heaven And Hell, Mob Rules и Dehumanizer, а также 3 новые песни, которые музыканты записали в 2007 году опять-таки с Дио.
Тем временем Шэрон Осборн, работающая над организацией Ozzfest 2008, рассчитывает на участие здесь оригинального состава Black Sabbath. Повлечёт ли это воссоединение за собой появление нового студийного материала, остаётся неясным.
Источник: http://twom.ru/history/black_sabbath |